Получили Памятки для родителей и Памятки-закладки для юных читателей.
Предлагаем вашему вниманию Рекомендации для родителей по воспитанию любви к чтению у младших школьников, приобщению их к семейному чтению.
Добрые люди и не подозревают,
каких трудов и времени стоит научиться читать.
Я сам на это употребил 80 лет
и всё не могу сказать, что достиг цели
И. Гёте
Задачи:
1. Осмысление важности приобщения ребенка к систематическому осознанному чтению;
2. возрождение традиций семейного чтения, бережного отношения в семье к книге, слову.
Важность чтения в жизни человека настолько очевидна, что каждый наверняка хотел бы, чтобы его ребенок любил читать.
Интерес к семейному чтению в последнее время возрождается. Что же такое семейное чтение?
«Семейное чтение – добровольная, систематическая и целенаправленная совместная познавательно – коммуникативная и эмоционально – эстетическая деятельность членов семьи, состоящих на разных ступенях социализации, в которых преобразуются и используются произведения литературы для удовлетворения и развития разнообразных потребностей семьи» (Энциклопедия).
Немного статистики и интересных фактов:
• Человек воспринимает глазами 20% информации, из них 70% — посредством чтения;
• 95 % людей читают медленно – 1страницу за 1,5 – 2 минуты;
• Средняя скорость чтения старшеклассников – 90-100 слов в минуту, студентов – 120-180, специалистов с высшим образованием – 200-250 (степень усвоения при этом колеблется в пределах 20-60%).
• Глаза человека со средними навыками чтения делают на одной книжной строке 12-16 остановок.
• У традиционно читающего человека объём одномоментной фиксации составляет 10 печатных знаков – 1,5-2 слова одной строки.
• Потрясающе быстро читали Ж. Ж. Руссо, А. С. Пушкин, Наполеон, О. Де Бальзак, Н. Г. Чернышевский, Л. Н. Толстой, В. И. Ленин, М. Горький, А. Эйнштейн, А. В. Луначарский.
• Наполеон читал со скоростью 2 тыс. слов в минуту.
• О. де Бальзак прочитывал роман в 200 страниц за полчаса.
• М. Горький читал со скоростью 4 тыс. слов в минуту.
Действительно, в истории русской культуры литература для детей занимала почётное место – именно в детской литературе впервые появились стихи, рисунки, словари. В создании книг участвовали лучшие писатели, публицисты, учёные. Родоначальники детской литературы в России были буквари, азбуки, азбуковники. С детства памятны нам сказки В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, П. П. Ершова, А. Н. Афанасьева, Д. Н. Мамина-Сибиряка. Это наши воспитатели, хранители национальных традиций и «волнители чувств».
Зачем детям необходимо читать?
1.Чтение содействует успешному освоению грамотного письма детьми.
2.Читая книги, ребенок обогащает словарный запас, развивает память и воображение.
3.Ребенок учится сопереживать, развивается эмоционально.
4.Общение с книгой выступает мощным источником развития интеллекта.
5.Успешность ребенка в учебе находится в прямой зависимости от его начитанности.
Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начинают выполнять.
Поэтому:
1.В доме обязательно должна быть библиотека, книги из которой не должны быть украшением интерьера, которые сын или дочь воспринимают как антикварные безделушки, а служат источником радости, удовольствия.
2.Родители должны постоянно поддерживать интерес к чтению у ребёнка: задавать вопросы, удивляться, выслушивать мнение ребёнка о том или ином событии, факте, прочитанном в книге. Но при этом не забывать о том, что чрезмерное вмешательство в процесс детского чтения так же вреден, как и пассивное наблюдение за чтением.
3.Развитию интереса к чтению помогут и «маленькие хитрости», например: «Почитай для меня, пожалуйста, а то мне некогда, нужно готовить обед!» После чтения следует поблагодарить ребёнка, обсудить с ним прочитанное.
4. Надо дарить ребёнку красивые книги, ориентируясь на его интересы. Первые книги у ребёнка должны быть красочно оформлены, тогда они ещё до чтения заинтересуют.
5. Обязательно надо запастись терпением, не упрекать малыша за то, что он медленно или невнятно читает, а наоборот ободрить его, хвалить за маленькие «шажки» вперёд.
6. Следует воспитывать культуру чтения. Если начал, дочитай до конца. Книгу нужно читать последовательно, не перескакивая со страницы на страницу, и не заглядывая в конец. Постарайтесь донести до ребёнка, что важно понять о прочитанном всё, а если что-то осталось неясным, спросить.
7. Иногда родителям следует превращаться в Незнайку, тогда обычно ребёнок с удовольствием предлагает: «А хотите, я вам расскажу (прочитаю) …»
8. Дети должны видеть родителей читающими. Их естественная подражательная способность «сработает» в такой ситуации на результат.
Семейное чтение позволяет взрослому участвовать в жизни ребенка, познать мир его интересов. Устраивайте выставку рисунков, поделок по мотивам прочитанных книг. Поощряйте ребенка в посещении библиотеки, ходите вместе с ним. Следите за тем, чтобы чтение было систематическим – каждый день по 15-20 минут.Пусть каждый день будет связан с увлекательным путешествием в мир книг, чтение станет для детей самой сильной страстью и принесет счастье вашей семье!
Рекомендуем прочитать!
1. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. М., 1987.
2. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. //Избранные психологические труды. М., 1995.