Мировая культура, классическая и современная, знает много писателей и поэтов, посвятивших себя педагогической деятельности. Они были настолько увлечены своим делом, что старались поделиться знаниями и опытом с детьми и взрослыми. Их педагогический опыт лёг в основу многих произведений.
Давайте вспомним тех, кто проводил свое время не только над рукописями, но и у школьной доски и за университетской кафедрой, чтобы читать лекции, просвещать или помогать сфере образования.
Гоголь Николай Васильевич
Одним из эпизодов жизни будущего писателя, только переехавшего в Петербург, стала его работа преподавателем истории в Патриотическом институте (женское учебное заведение). В 1834 году его назначили на должность адъюнкта по кафедре истории в Петербургском университете. Один из его бывших студентов писал: «Гоголь прошел по кафедре как метеор, с блеском оную осветивший и вскоре на оной угасший, но блеск этот был настолько силен, что невольно врезался в юной памяти».
Толстой Лев Николаевич
Толстой предпринимал попытки получить университетское образование, но довести их до конца ему так и не довелось, что не мешало ему живо интересоваться вопросами просвещения. В 1859 году Толстой деятельно занялся устройством школ в своей Ясной Поляне и в Крапивенском уезде.Яснополянская школа явилась его оригинальным педагогическим экспериментом. Толстой сам вёл занятия вместе с несколькими постоянными учителями. В начале 1870-х он приступил к созданию собственной «Азбуки» (опубликована в 1872 г.), затем выпустил «Новую азбуку» и серию из четырёх «Русских книг для чтения», одобренных Министерством народного просвещения в качестве пособий для начальных учебных заведений. Толстой оставил уникальное педагогическое наследие: статьи, письма, дневники, написанные им учебники и Яснополянскую школу. Занятие педагогикой он считал самым радостным и счастливым временем своей жизни.«Я хочу образования для народа… только для того, чтобы спасти тонущих там Пушкиных… Ломоносовых…»
Чехов Антон Павлович
Во время учебы в гимназии в занимался репетиторством в родном Таганроге, а затем в первые годы в Москве. Скорее всего, собственный опыт отразил в рассказе «Репетитор».Став известным писателем, Чехов вновь внес вклад в образование: в окрестностях своей усадьбы построил три школы для крестьянских детей.«Учитель должен быть артист, художник, горячо влюблённый в своё дело» (Антон Павлович Чехов).
Бианки Виталий Валентинович
В 1915 году поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петроградского университета. Работая в отделе народного образования, был назначен заведующим музеем. Позднее стал также и преподавателем школы имени III Коминтерна.«Тогда была принята лекционная система преподавания. Свои лекции по естествознанию Виталий Валентинович готовил и читал с большим увлечением, часто не укладывался в рамки отведённых часов. Ученики охотно оставались слушать и дольше, только уборщица напоминала, что пора и по домам». (Бианки Ел. «Краткая биография Виталия Валентиновича Бианки»)
Абрамов Федор Александрович
В 1951-1960 гг. был старшим преподавателем, затем доцентом и заведующим кафедрой советской литературы Ленинградского государственного университета.«Великое это дело – школа. Нет в нашем обществе фигуры более важной, чем учитель. И как тут не вспомнить слова моего старого Учителя, который любил в торжественные минуты говорить: «Учитель – это человек, который держит в своих руках завтрашний день страны, будущее планеты». (из очерка «О первом учителе»)
Бродский Иосиф Александрович
Интересно, что Бродский, уйдя из восьмого класса средней школы, преподавал историю русской литературы, русскую и мировую поэзию, теорию стиха в американских и британских университетах на протяжении 24 лет.«Преподавал» в его случае нуждается в пояснениях. Ибо то, что он делал, было мало похоже на то, что делали его университетские коллеги, в том числе и поэты. Прежде всего, он просто не знал, как «преподают». Собственного опыта у него в этом деле не было… Каждый год из двадцати четырёх на протяжении по крайней мере двенадцати недель подряд он регулярно появлялся перед группой молодых американцев и говорил с ними о том, что сам любил больше всего на свете – о поэзии…». (Лев Лосев)
Солженицын Александр Исаевич
В 1941 году с отличием окончил физико-математический факультет Ростовского государственного университета, получив квалификацию научного работника II разряда в области математики и преподавателя. В ссылке на поселении в Южном Казахстане Солженицын был учителем математики и физики в 8-10 классах местной средней школы. После реабилитации в 1956 г. Солженицын возвратился в Центральную Россию, жил во Владимирской области, преподавал математику и физику, затем с июля 1957 года жил в Рязани, работал учителем физики и астрономии.«Педагогом надо родиться. Надо, чтоб учителю урок никогда не был в тягость, никогда не утомлял, — а с первым признаком того, что урок перестал приносить радость, — надо бросить школу и уйти. И ведь многие обладают этим счастливым даром. Но немногие умеют пронести этот дар через годы непогасшим».
Шукшин Василий Макарович
В 1953-1954 гг. работал учителем истории, литературы и русского языка в Сростинской школе сельской молодёжи. По совместительству был директором этой школы.«Одно время я был учителем сельской школы для взрослых. Учитель я был, честно говоря, неважнецкий (без специального образования, без опыта), но не могу и теперь забыть, как хорошо, благодарно смотрели на меня наработавшиеся за день парни и девушки, когда мне удавалось рассказать им что-нибудь важное, интересное и интересно (я преподавал русский язык и литературу). Я любил их в такие минуты. И в глубине души не без гордости и счастья верил: вот теперь, в эти минуты, я делаю настоящее, хорошее дело. Жалко, мало у нас в жизни таких минут. Из них составляется счастье» (из статьи «Монолог на лестнице»).
Обо всем этом можно узнать из бесед у книжной выставки «Цени великий дар учительского слова», организованных работниками Новосильской центральной библиотеки.